Психологический практикум. Эмпатия.

По "Играм с разумом" до сих пор приходит много вопросов, несмотря на то, что самой публикации уже почти месяц.

Возможно, "виной" тому - серия постов про астрорасстановки. Мой интеллектуальный читатель очень хочет знать, как развить в себе эмпатические способности или, например, интуицию, и просит посоветовать "какие-нибудь упражнения". Упражнения такие "волшебные" действительно есть, но вся проблема в том, что для того, чтобы их выполнить правильно, нужен специалист под боком, который позволит развить именно эмпатию и интуицию, а не фантастическое воображение. Последнее отличается тем, что может создать ложную картину мира, при которой человек будет свято верить в то, что интуиция у него гиперактивная и людей он понимает как никто другой, считать себя чуть ли не Экстрасенсом, а на деле его так называемые "способности" и гроша ломанного стоить не будут.



За примерами далеко ходить не нужно. Каждый, кто хоть раз смотрел "Битву Экстрасенсов", видел людей, одетых в мантии с бубнами, которые на испытаниях уверенно плели чушь, не соответствующую действительности, но имеющую при этом лихо закрученный сюжет.

Максимум, чем я могу Вам помочь дистанционно, - это научить Вас искать причинно-следственные связи и проникать в суть вещей. Таким образом, у Вас, как минимум, усилится бытовая интуиция, и Вы будете предугадывать события, основываясь на имеющемся (часто - неосознаваемом) опыте. Начать я предлагаю с небольшого психологического практикума.

Кстати, этот практикум Вы также можете дать своим мамам, папам, мужьям, женам, друзьям, знакомым, детям. Последним можете предложить работу со словами: "Поможешь мне разгадать загадку?". Они - человечки любознательные. Детки с непоражёнными водным и воздушным Меркуриями проявят себя: первые с удовольствием пройдутся по деталям и замечательно опишут эмоциональную составляющую картины, вторые - быстренько найдут те самые причинно-следственные связи, которые меня и интересуют.

Вот Вам две картины одного художника (кстати, какого? Узнали без помощи "Википедии"?):



И вопрос: почему я считаю, что "Мадонна Бенуа" - это полная противоположность картины "Мадонна с гвоздикой"?

Начать Вы можете с описания картины "Мадонна Бенуа". Тем, кому сложно (ум материалиста поддаётся "раскачке" не сразу), на помощь придут два вопроса: а) Какие эмоции она у Вас вызывает? и б) Какие элементы картины вызывают эти эмоции?

Выполняете практикум письменно. Ответы я скрывать не буду. Думаю, что коллективное мышление в этом задании пойдёт только на пользу. Мой ответ Вы услышите в воскресенье, 31 января. Совершенно не обязательно, что он - единственно правильный.

Небольшая подсказка: любой практикум опирается на знание теории. В данном случае - на знание истории.


PS. У меня началась экзаменационная сессия, которая продлится с 08 января до 04 февраля. Я буду появляться в ЖЖ редко (рано утром или поздно вечером), потому что учебный день начинается в 08:00, заканчивается - в 18:00. За комментариями следит моя помощница (она не имеет права вам отвечать), самые нелицеприятные девушка будет скрывать. Спасибо за понимание.

PPS. Большое спасибо всем, кто дал дельные советы в посте про бессонницу. Уже начала ими пользоваться.


Подпишись на мой блог!

Промо, реклама и пиар.
За что я обычно баню.

Posts from This Journal by “психология” Tag

promo maria_vlasova september 26, 2016 18:00 3
Buy for 50 tokens
Важно! Путеводитель по постам 2014 - 2015 гг. В этот раз, как и в прошлый, начну с астрологии. Выпуски моей авторской рубрики " Три Вопроса астрологу", не имеющей аналогов в современном рунете. 01 января 2016 г. - новогодний выпуск вашей любимой рубрики! 03 октября 2016 г. -…
Да Винчи. Красавец. Маша спасибо) ты нашла мне занятие на субботу)
Смею надеяться, что психология после этого практикума перестанет казаться тебе бесперспективной ерундой.)

Первая - Юпитерианская (ну или хотя бы Венерианская), вторая - Сатурн в чистом виде :-)

это даже круче чем твоя тренировка на интуицию)) тут еще чувства нужно поймать!! круто!
начало мысли: первая картина - темные тона (окно как свед а конце тоннеля) и АД
вторая - светлые тона, окно на всю стену и РАЙ. Первая - эмоции безысходности, вторая... надежда?
1. Улыбается, смотрит на ребенка, играет с ребенком, мысли направлены на ребенка. Довольна тем, что он у нее есть. Ребенок сидит у нее на коленях, поддерживает его рукой. Поза свободная, нет напряжения, ей более-менее комфортно. Рука с цветком обращена к себе. Очень юна. Ребенок держит ее за руку, тянется к тому, что она дает - заинтересован, сосредоточен, спокоен, сидит устойчиво. Теплые и мягкие тона преобладают. Какая-то общность у нее с ребенком, одно целое.
2. Улыбки нет, смотрит не совсем понятно куда - то ли на ребенка, то ли на цветок задумчиво, мысли где-то далеко. Особой радости нет. Возможно, грусть или смирение, немного усталости. Ребенок сидит не на коленях, а на какой-то подушке что ли, телесный контакт с ним только там, где она придерживает его за спину рукой. Ребенок тянется к цветку, но обращен немного и к зрителям, не к матери, а от нее. Выглядит как слепой. Поза у него неудобная, неустойчивая какая-то. Лицо не выражает эмоций особо, что странно для детей его возраста. Холодный голубой на ней и в далеких горах там, за окном как бы говорит о том, что и ее мысли тоже где-то там, далеко, а ребенку дает цветок чтобы как-то его отвлечь, но сама не заинтересована ни этим процессом, ни ребенком. Ребенок далеко от лица, на лице ее снисхождение. Контрасный яркий красный, который пробивается из-под холодного платья может намекать на то, что в душе у этого человека что-то кипит, но наружу показывать нельзя. К такому же красному, чему-то живому, но вне ее тянется ребенок. Рука с цветком обращена от себя.
На картине слева меньше цветов и деталей, что обращает больше внимания на главных персонажей - мать и дитя. Мать с нежностью и радостью смотрит на ребенка, а ребенок в свою очередь, сосредоточен на цветах. Если сравнивать со второй картиной, то на ней мать больше похожа на няньку, на лице безразличие.

Мадонна Бенуа живая. Все ее жесты, мимика - настоящие, искренние, теплые, добрые, ее запечатлели в процессе общения с ребенком. Она поглощена им, смотрит на него с радостью, хотя он, в свою очередь, поглощен цветком. И его, и ее жесты - натуральны, естественны. Ладони ее рук направлены вверх - открытость, искреннсть, нечего скрывать. Возможно, мне показалось, но вся картина будто выдержана в более теплых тонах, хотя, возможно, это всего лишь разница передачи цвета от разных фотографий картин. В окне не видно ничего - даже неба толком, потому что весь акцент - на эмоциях, на этом интимном запечатленном моменте. Она не удерживает его, он сам сидит на ручках, потому что "у мамы всегда хорошо на ручках :)" Здесь она к нему, она для ребенка, тянется, радуется, отдает себя, а ему, в свою очередь, просто хорошо. Здесь - любовь и счастье в чистом виде. И именно поэтому - нимбы! ))


Мадонна с гвоздикой - вся ненастоящая. Поза слегка отстраненная, корпус немного подан назад, от ребенка, как будто она и не хочет к ребенку приблизиться. И Мадонна, и младенец как будто больше развернуты к зрителю, нежели друг к другу, как на первой картине. Лицо Мадонны отрешенное, с оттенком усталости и грусти, даже какого-то сожаления, улыбки я там даже тени не вижу. Ладони рук смотрят вниз - скрытность, нежелание рассказывать о себе. Холодные оттенки цветов. Тщательно прорисованные детали пейзажа за окном - зачем? Разве не связь мать-дитя главный посыл картины? Ребенок тянется к ней - все же к ней, а не к цветку, но все его движения кажутся слишком уж неуклюжими даже для младенца, он весь как будто покарежен-покалечен ее холодностью. Взгляд младенца вообще направлен в никуда. Правая рука Мадонны придерживает младенца, - как будто направляя - вот тут и вот так надо сидеть. Строгий воспитатель, но никак не любящая мать. Общее впечатление от картины - деланность, искусственность, ненастоящесть, и, как следствие, холодность, даже будто какая-то скрытая от посторонних глаз чужая тайна. Лично мне Мадонну почему-то жаль, - если она неспособна на ласку и тепло к собственному ребенку, значит на душе у нее, мягко говоря, хреново. А уж почему оно так - история умалчивает.
И нет нимбов...


"Есть две вещи, скрыть которые невозможно - это любовь и ее отсутствие"



Edited at 2016-01-23 07:02 am (UTC)
Лариса, спасибо большое за комментарий. И заключение очень верное.
Эмпатия появляется, когда человек близок к своим чувствам, умеет слушать и доверять, в первую очередь, себе.
Думаю, что научить ей нельзя, но научиться - очень даже можно.
+ есть каналы восприятия: зрение, слух, тактильность... Напряжение можно улавливать и в воздухе.
Эмпатия, на мой взгляд, это чуть более "грубый" вариант интуиции...
По крайне мере у меня сейчас они уже тесно переплетены.

Уф, спасибо, приятно почитать несколько ваших записей, с утреца в субботу после жарких двух недель.
И у самой появилась потребность поработать сегодня с текстом)
>>> Эмпатия появляется, когда человек близок к своим чувствам, умеет слушать и доверять, в первую очередь, себе.

Совершенно верно. Поэтому первый этап в работе - принять себя и свои чувства беспрекословно. Как только человек начинает врать сам себе, его чувственность пропадает, что я наблюдала раза два. Нет интуиции - и всё. Закрылся человек. И от мира, и от себя.

С текстом? Пост готовите?)
Для меня важнее, что в первой картине Иисус серьезно рассматривает крестоцвет - символ креста, искупления, причем мадонна смотрит лишь на младенца, а на второй - и мать и он поглощены разглядыванием красной гвоздики, мадонна с печалью, он с вожделением.
Второй вариант очевидно более светский, ясно что это Богоматерь лишь по названию, на первой же картине нимбы сразу дают это понять.
Когда я начала рассматривать картины, я именно с крестоцвета описание и начала. Почему-то он сразу привлёк моё внимание.
Возможно, еще "Мадонна Бенуа" написана в религиозном стиле. "Мадонна с гвоздикой"- в светском.
Первая- как черно-белая фотография, где основной упор на эмоции людей, где видны чувства.
Вторая- как парадный портрет, где красивая одежда, пейзаж за окном, цветы в вазе. Гвоздика- как погремушка, удерживающая внимание ребенка при написании портрета.
Иными словами, первая картина- портрет Богоматери, вторая- портрет какой-то женщины в образе Богоматери.
*Выше ответы не читала, что бы не потерять свои мысли и ощущения. После своего ответа почитаю что думают другие.

В истории не сильна, а уж в истории живописи тем более. Но от второй картины мне неприятно. Ребенок на второй картине похож на хищника - сгорбленный, брови нахмуренные, словно готовится к прыжку, как какой-нибудь лис,заметивший зайца. Ребенок ОЧЕНЬ отталкивает и вызывает неприятие. От матери тоже не чувствую исходящей материнской нежности - она мне кажется равнодушной. Сидит она так, словно ей нужно показать себя с лучшей стороны - корпус слишком прямо, лицо повернуто к ребенку - так, как ты его никогда не повернешь в естественной обстановке. И голубой цвет. Я очень люблю голубой цвет - он успокаивает, но в этой картине он меня сбивает с толку, так как не резонирует с изображением и настроением картины. Он словно отвлекающий маневр, который вроде как должен создать ощущение безмятежности, созерцательности, покоя, но вместо этого приводит в замешательство и вызывает ощущение, что меня пытаются в чем то обмануть.

А первой картине я верю.

Извините, что немногословна, мне очень трудно подбирать слова, когда дело касается ощущений и чувств - я их просто чувствую и понимаю, а вот рассказать о них - подвиг.

Edited at 2016-01-24 10:05 am (UTC)
Спасибо большое, что поучаствовали!

>>> Мне очень трудно подбирать слова, когда дело касается ощущений и чувств - я их просто чувствую и понимаю, а вот рассказать о них - подвиг.

Ничего страшного. Попробуйте на досуге найти ещё две-три картины со смыслом, и постарайтесь понять, о чём думал художник, когда их писал. Думаю, такое упражнение Вам понравится куда больше.)
Не удержалась, прочла все комментарии – восхищена Вами, люди! )))) Так тонко подмечать и красиво описывать дано не каждому )) Я попробую как умею :). Смотреть на вторую картину неприятно – меня пугает ребенок. Он выглядит одержимым (как по мне) – тянется судорожно к цветку так, будто никогда ничем не игрался. Рядом букет, за окном красивый пейзаж – подразумевается, что есть много разных вещей и в изобилии, а у меня ощущение, что ребенка ограничивали во многом, если не во всем. И еще у него страшный взгляд, мне вначале показалось, что ребенок изображён слепым ((
Вы знаете, я сама в лёгком шоке.) Очень многогранное описание.
Спасибо Вам за участие!