September 2017

Золотая медаль. Что дальше?

Моя дальняя родственница на этой неделе заканчивает школу. Отличница, медалистка, одна четвёрка - и та из-за конфликта с учителем. Умница - девочка. Правда. Сидели с ней недели две назад в кафе, ели мороженое.



Катюша спрашивает:

- Маш, а что дальше будет?
- В смысле? ВУЗ, самое классное время.
- Да я не о том. Понимаешь, вроде как я "медалистка", а кайфа от этого ноль. Вот и думаю, а учиться ли в ВУЗе на "отлично", или пусть идёт всё лесом?
- Это просто в тебе сейчас усталость говорит. "Медаль" сама по себе ничего не значит, ровно как и красный диплом, кстати. Это лишь награда за пройденный путь. По идее, ты должна была получить удовлетворение, пока к ней стремилась.


Катюша долго думала, потом выдала:

- А если удовлетворения нет? Точнее, если удовлетворение есть только у мамы?

Мама у Катюши и правда дама своенравная. Очень хотела, чтобы "дочь жила лучше, чем она", и потому с пяти лет требовала от неё практически невозможного: отдала сразу в две спортивные секции (гимнастика, плавание), в две языковые школы (английский, китайский) и, конечно, в "самую элитную школу", где за бабло "дерут с ребёнка три шкуры". В итоге, дорога в профессиональный спорт была девушке закрыта в третьем классе после нервного срыва, а китайский "не пошёл". Даже английский - и тот с трудом.

- Ну, значит, подари медаль маме. Повесь ей на шею, пусть вспоминает о прожитых годах. А теперь учись для себя.
- А если и после получения диплома окажется, что удовлетворения нет, а диплом нужен только для памяти?

Если честно, я слилась с ответа на вопрос. Ну правда, нужно ли мне было разубеждать её и обещать "золотые горы" после получения красного или любого другого диплома? И вообще, даёт ли современное образование возможность качественно улучшить свой уровень жизни, или этот уровень улучшается исключительно благодаря чертам характера? Как Вы считаете? Ведь образование - это ресурс, но этот ресурс важно грамотно использовать, что удаётся даже не каждому пятому.


Подпишись на мой блог!

Промо, реклама и пиар.
За что я обычно баню.

Follow me: vlasova_rus


Posts from This Journal by “обсудить” Tag

promo maria_vlasova september 26, 2016 18:00 3
Buy for 50 tokens
Важно! Путеводитель по постам 2014 - 2015 гг. В этот раз, как и в прошлый, начну с астрологии. Выпуски моей авторской рубрики " Три Вопроса астрологу", не имеющей аналогов в современном рунете. 01 января 2016 г. - новогодний выпуск вашей любимой рубрики! 03 октября 2016 г. -…
Вам хоть раз пригодился школьный аттестат в жизни?

Я вот помню ради красного диплома старался - пересдавал даже что-то с первого курса. Ну получил. И вот сюрприз - на ксерокопии в отделе кадров цвет диплома не виден.
Знания? Ну-ка, без гугла, что тут нарисовано:


Спустя 20 лет после школы вы забудете ВСЕ, чем с тех пор не сталкивались. То есть, другими словами - все, кроме того, что вы и так бы изучили после школы.

С другой стороны представьте что вы берете на работу школьного отличника на следующий день после выпускного - много вам по работе будет пользы от его знаний, даже если он их не забыл? Даже вчерашний выпускник ВУЗа через раз встречается словами "забудьте все, чему вас учили".

Нет, школа конечно нужна. Но про "знания даваемые аттестатом" - это мягко говоря преувеличение.
Сейчас удовлетворения нет, а потом будет. Все, кто говорят, что по сути диплом им не пригодился, не пробовали устроиться на работу и работать без диплома, чтобы сравнить.

Насчет качественного улучшения уровня жизни - в том плане, что 100% будет хорошо оплачиваемый зароботок? Это сложно только с образованием связывать.
Но касательно размышлений девочки на ум приходит притча о дырявом ведре. Учитель приказал ученику принести воды с реки и дал ему дырявое ведро. Тот, пока донес это ведро, обнаружил, что оно совершенно пустое. На вопрос зачем учитель задал ему такое странное задание, учитель ответил:
- Пока ты нес ведро, оно стало чистым.
Здесь примерно так же. Дело не в дипломе в буквальном смысле слова и уж точно не в золотой медали, а в процессе. Пусть она наслаждается учебой, знакомится с умными и нужными людьми, растет в широком смысле слова, набвает шишки и набирается опыта. Качество оценок сейчас имеет смысл ровно столько, сколько нужно, чтобы иметь переходной балл. А дальше - по интересам и потребностям. Заинтересует ее какая-то конкретная дисциплина - сама туда углубится, будет копать и добъется успехов. Охота пуще неволи! Я бы сказала, что суть не столько в результате, сколько в процессе.
Для меня тоже институтские годы были самыми классными, вот никак остановиться не могу)))



Edited at 2016-06-22 06:28 am (UTC)
Проблема, особенно со школой, что приобретаемые там социальные навыки и даже заработанный "статус" в жизни только вредят. В жизни нет училки, нет отметок - в жизни вообще все не так.

Я вот студентам своим (программистам) говорю, что даже если я преподам им state-of-art технологии, ну самый-самый свежак - к моменту получения ими диплома это все равно устареет. А еще через пять лет об этом будет даже стыдно признаваться в резюме - ну вот как я мог бы упомянуть знакомство с ЕС ЭВМ, но меня это скорее позорит, нежели красит.Так что все, чему они могут на самом деле научится - это разбираться самим.

Хотя конечно в случае менее динамичных дисциплин что-то и вынесут кроме воспоминаний о пьянках и списывании.
Программизм штука динамичная, поэтому там главное - дать фундаментальные основы. Дискретная математика, проектирование БД, основы технологий клиент-сервер и веб(со всеми его производными), OLAP, основы нейросетей. Ну и основы программирования. Эти штуки вроде стабильные. А конкретные фреймворки каждый сам может по документации освоить. Конечно, если этим делом увлекается. А если нет, то тяжко ему придется. Лучше тогда себя не мучить, и идти в клерки. И еще, каждого студента хорошо бы прямо на первом курсе пристраивать в команду, выполняющую коммерческий проект. Чтобы понял, как дела делаются, и знания свои сразу же применял.

Edited at 2016-06-22 05:42 pm (UTC)
Те знания БД, которые я почерпнул в институте - в дореляционную эпоху - сейчас стыд и позор. И проектировать давно надо уже не так. Те, кто начал с реляционок, в принципе, в лучшем положении. Я застал появление классов, появление и забвение десятков сверхмодных апи и систем проектирования. Когда-то без слова "дельфи" в резюме искать работу было бесполезно - сейчас его стоит просто вымарать, чтобы не показать себя динозавром. То же самое mfc - да куча их. Конечно, есть некие инварианты в индустрии - но, справедливости ради, их можно было бы и так изучить, да и учить их надо не в ВУЗе, а сильно раньше, лет в девять. В общем, пять лет на эту тривию - многовато. Единственное - что дают кучу разных задач в разных областях, мозги приходят в очень интересное состояние, помогающее быстро реагировать на вводные - впрочем, на рутинной постоянной работе такое умение тоже бесполезно.

Опыт в коммерческом проекте, конечно, полезный - но это уже не институт, не его ниша. Собственно, если он с первого курса успешно работает, институт ему только ради отсрочки и нужен. Ну и корочки, конечно.

Хороший студент-программист очень и очень сильно опережает преподов. Это мы у них могли бы научиться чему-то техническому скорее, хотя его знания фрагментарны и очень специализированы. На самом деле единственное чему их действительно надо учить - это как раз работа в команде, коммуникации с людьми. Слабое место всех технарей, особенно молодых да ранних. А тут у нас самих те же проблемы.
Институт не ради корочки нужен, а для фундаментальной основы. У хорошего студента-программиста знания фрагментарны, и вот это обстоятельство быстро вылазит наружу, и чем дальше, тем больше мешает. Так что обычный вузовский курс высшей математики на самом деле нужен. И курс дискретной математики тоже. Когда я училась, мы дискретку как-то очень мало проходили, так я сама потом учебник с задачником по ней взяла, и прошла. Уже через много лет после окончания вуза. Почувствовала, что не хватает вот этих знаний.

Что касается бизнес-аналитики и постановки задач, то тут теория мало помогает. Нужно самому побывать в этой роли несколько раз, чтобы понять, как общаться с заказчиками.
ВУЗ это здорово, на самом-то деле, и дело не в оценках или перспективе. Процесс получения высшего образования развивает не меньше, чем само высшее образование. А еще знакомства, связи...)

Само образование может дать многое, ведь многие студенты находят себе работу через приглашения и рекомендации преподавателей! Плюс,у многих работодателей есть указание из какого вуза они будут набирать работников!
Сначала определиться чего хочешь, в какой профессии хочешь реализоваться, что тебе нравится делать, что тебя увлекает. И уже потом поступать туда, где этому учат, выдают подтверждающие дипломы и прочие документы. И стараться быть лучшим в этом деле. Так как конкуренция высока.
А среднее образование дает базу. Естественно из всего пройденного материала многое будет забыто за ненадобностью.

Edited at 2016-06-22 07:52 am (UTC)
Я имею два высших два красных. По зарплате это не скажешь, и никогда нельзя было - уровень наличия наличности имею сносный на грани несносного, уровень жизни при этом - многим хотелось бы так.

Я бы ответила (я и сыну так своему говорю), что в процессе учебы ты учишься учиться. Проходить квесты. решать непростые задачи. Цвет диплома на самом деле свидетельствует о том. насколько освоил чел эту науку.

И он сумеет решать непростые задачи, которые будет ставить перед ним жизнь, не зависимо от объема и качества вложенных знаний. И найдет и решит.

Так что нормально все.
В мое время (1997 год) золотая медаль давала льготы при поступлении в ВУЗ - можно было сдавать только один профильный экзамен. А цвет диплома не считаю важным, вкладыш с оценками никто не смотрит.
Пусть попробует отправить документы в Принстон, Гарвард или Йель. Там не так все сложно.

И не тратит время на местный ВУЗ с убогим образованием. Выпускники без опыта сейчас ни кому не нужны.
"Медалистка" это уровень на который она способна в общественной жизни.
Снижать его - какой смысл нужен был подниматься на такую ступень?!?
Медаль говорит, что она может далее учится и воспринимать новые знания и учения.
Это отличие среди обыкновенности - это заявка на элитарность и повышенный спрос.
Почему у нас до сих принято коррелировать качество обучения и качество последующей жизни? Наоборот, в жизни в большинстве превалируют примеры, доказывающие обратное. Детям стоит объяснит, что обучение это некий синтетический набор знаний, умений и навыков, которые позволят им далее в жизни применять их на практике для решения собственных жизненных ситуаций. Ребенку в первую очередь должно быть психологически комфортно учиться. А студенчество стоит воспринимать как поле для посевного процесса всех своих последующих жизненных путей. Человек в этот мобилен, открыт для всего нового, как правило не обременен обязательствами. Семинары, выезды, лагеря, кружки по интересам, языковые практикумы, туристические поездки, летние кемпинги. Это ярчайшее время! Время впитывать в себя как губка все знания. Именно это время в дальнейшем выстрелит нужными знакомствами, нужными навыками, проработанными ситуациями. Что то уйдет навсегда, а что то навсегда останется...
Тогда останется только искать работу по душе.

У меня аттестат с одними пятерками, красный диплом...

Но уже на третьем курсе стало понятно, что я не буду заниматься этой специальностью на все 100%. Не мое, не лежит душа. Но родители очень хотели, чтобы было образование. А лучше два.

Я выполнила их желание, образование получила (все же универ - это еще не очень взрослая, легкая жизнь). А потом пошла по своему пути. Жизнь одна, и вернуться назад невозможно.

Вышла я на путь быстро, а вот найти чем бы мне хотелось заниматься - удалось не сразу. Но в один прекрасный день я нашла то, что приносило бы и доход, и радость в жизни.

И вот уже восемь лет как работаю именно так, как мне хочется. Полученное образование помогает мало. Из школьной программы использую русский язык и недавно вспоминала математику, как считать длины треугольников ;) большая часть информации абсолютно никак не используется (физика, химия, история и тд)

все примеры успешности вокруг меня говорят о том, что уровень достигается благодаря нужным чертам характера. ну и подходящим под место и время дирекциям, конечно ;)
Выбирать нужно специальность. и только потом вуз, где ее хорошо дают. С поправкой на результаты ЕГЭ.
Сколько раз я видела (а в свои юные годы и сама убедилась) - диплом без практики никому не нужен.
Когда я первый раз устроилась на работу (и то неофициально), меня взяли с перспективой роста (17 лет). Пока я работала и получала первое в/о, мои одногруп. работали кто где, в сфере обслуживания (официантка и тд). К окончанию первого, у меня уже был опыт 5 лет.
После диплома, я устроилась в очень крутую компанию (вспоминаю до сих пор, мое любимое место) на хорошую зп. На диплом никто не смотрел, спрашивали, что умею. А девочки из группы, так и не смогли работать по специальности без опыта. В нашей отрасли им предлагали начинать с нуля (то есть с мизерной зарплаты и самой простой должности из серии "подмастерье")
На втором в/о было тоже самое - я работала и (на работе в процессе) осваивала новую сферу, куда хотела попасть и куда меня таки перевели, а в универе опять изучали чисто теорию.

Главное уметь "использовать" свой диплом. Просто что-то закончить чтобы он лежал на полке? Ну а смысл тратить годы своей жизни на то, что тебе неинтересно и не приносит удовольствия? Выбирай то, что нравится и учись , набирайся практики. Тогда диплом пригодится как приятный бонус к твоим реальным знаниям и опыту.
Диплом что-то дает только тем, кто САМ хотел учиться. Остальные или "упакованы" с рождения, или такие же, как эта девочка:(((((((...особенно, учитывая, что наша школа учит не желанию изучать что-то новое, а тупо зубрить. ИМХО.
Ну для начала ей надо понять, "Где работать мне тогда, чем заниматься?" ©, определиться со сферой, так сказать.
А дальше - либо техникум (если выбранное занятие предполагает преимущественно "работу руками"), либо ВУЗ, либо сначала техникум, потом опыт, потом ВУЗ.

Самое главное, что даёт высшее образование - это фундаментальное образование, и навык саморазвития/самообразования.