August 2018

Золотая медаль. Что дальше?

Моя дальняя родственница на этой неделе заканчивает школу. Отличница, медалистка, одна четвёрка - и та из-за конфликта с учителем. Умница - девочка. Правда. Сидели с ней недели две назад в кафе, ели мороженое.



Катюша спрашивает:

- Маш, а что дальше будет?
- В смысле? ВУЗ, самое классное время.
- Да я не о том. Понимаешь, вроде как я "медалистка", а кайфа от этого ноль. Вот и думаю, а учиться ли в ВУЗе на "отлично", или пусть идёт всё лесом?
- Это просто в тебе сейчас усталость говорит. "Медаль" сама по себе ничего не значит, ровно как и красный диплом, кстати. Это лишь награда за пройденный путь. По идее, ты должна была получить удовлетворение, пока к ней стремилась.


Катюша долго думала, потом выдала:

- А если удовлетворения нет? Точнее, если удовлетворение есть только у мамы?

Мама у Катюши и правда дама своенравная. Очень хотела, чтобы "дочь жила лучше, чем она", и потому с пяти лет требовала от неё практически невозможного: отдала сразу в две спортивные секции (гимнастика, плавание), в две языковые школы (английский, китайский) и, конечно, в "самую элитную школу", где за бабло "дерут с ребёнка три шкуры". В итоге, дорога в профессиональный спорт была девушке закрыта в третьем классе после нервного срыва, а китайский "не пошёл". Даже английский - и тот с трудом.

- Ну, значит, подари медаль маме. Повесь ей на шею, пусть вспоминает о прожитых годах. А теперь учись для себя.
- А если и после получения диплома окажется, что удовлетворения нет, а диплом нужен только для памяти?

Если честно, я слилась с ответа на вопрос. Ну правда, нужно ли мне было разубеждать её и обещать "золотые горы" после получения красного или любого другого диплома? И вообще, даёт ли современное образование возможность качественно улучшить свой уровень жизни, или этот уровень улучшается исключительно благодаря чертам характера? Как Вы считаете? Ведь образование - это ресурс, но этот ресурс важно грамотно использовать, что удаётся даже не каждому пятому.


Подпишись на мой блог!

Промо, реклама и пиар.
За что я обычно баню.

Follow me: vlasova_rus


Posts from This Journal by “обсудить” Tag

  • Последняя капля.

    — Как ты относишься к тому, что твоего партнёра, вполне возможно, хотят твои знакомые? — Мне греет душу тот факт, что жить они хотят…

  • Чужой ребёнок.

    В комментариях к одному из моих предыдущих постов поднялась тема, которая вызвала интерес не только среди моих читателей-мужчин, но и среди клиентов…

  • Свобода или защита?

    Мне «везёт»: как только я прилетаю в МСК, там начинаются митинги. Так было в 2010 и 2012 г. и вот сейчас. Начало «июльских»…

  • Про соблазны и полигамию.

    — У тебя такой хороший блог. И всё ты пишешь правильно, но только не по части измен. — Поясни? — Ну, мужчины полигамны. Нам нужно…

  • ... и себя вылечу!

    Каждый из нас любит помечтать, что было бы, если бы он оказался на чьём-то месте. Легче всего, как водится, представлять себя на местах президентов,…

  • Насилие и самооборона.

    — Мария, представьте, что перед вами опасный маньяк, а у вас в руках пистолет. Контрольный в голову или готовиться к смерти? — В…

Вам хоть раз пригодился школьный аттестат в жизни?

Я вот помню ради красного диплома старался - пересдавал даже что-то с первого курса. Ну получил. И вот сюрприз - на ксерокопии в отделе кадров цвет диплома не виден.
Знания? Ну-ка, без гугла, что тут нарисовано:


Спустя 20 лет после школы вы забудете ВСЕ, чем с тех пор не сталкивались. То есть, другими словами - все, кроме того, что вы и так бы изучили после школы.

С другой стороны представьте что вы берете на работу школьного отличника на следующий день после выпускного - много вам по работе будет пользы от его знаний, даже если он их не забыл? Даже вчерашний выпускник ВУЗа через раз встречается словами "забудьте все, чему вас учили".

Нет, школа конечно нужна. Но про "знания даваемые аттестатом" - это мягко говоря преувеличение.
Я не знаю вашу специальность, потому "бил наверняка". Уверен что вы не помните практически ничего из школьного курса вне того, с чем сталкиваетесь постоянно по работе или хобби. Ну кроме ситуации если у вас дети-школьники, конечно. А так что угодно - вы вряд ли помните все многочисленные даты из истории, столицы государств, тригонометрические формулы приведения, теоремы геометрии. И даже безопасное расстояние от эпицентра ядерного взрыва.

Умение найти и применить дает институт, и тот - кое-как. Школа - нет.

Я помню как мы с коллегами посещали какую-то школу (уж не помню повод), открытый урок математики. И дети прям как орешки щелкали задачки. Но мы обратили внимание что все задачки про яблоки. К концу урока кто-то из гостей попросил предложить свою задачу (подозреваю, яблоки его достали). Он дал дословно такую же точно задачу, даже с теми же числами, что уже была - но не про яблоки, а про паровозы. Дети в ступоре. "А про паровозы мы решать не умеем". Да, я понимаю что случай необычный, но как иллюстрация сойдет. 99 из ста школьных учителей не могут и помыслить иной формы обучения, кроме зубрежки. А зубрежка, как думаю наглядно показал мой пример с органической химией, надолго не помогает.

Апофеозом этого подхода стали тесты-угадайки в ЕГЭ. Я много работ сменил к своему сорокету, но ни разу мне не пришлось за деньги угадывать один вариант ответа из пяти. А вам приходилось?
Так образование - это как раз то, что остается, когда все выученное забывается. Очень известное определение. Вот образование я в школе и получила. Химия, кстати, была одним из моих любимых предметов. В школе научили думать, научили учиться, научили обращаться с информацией, научили искать и находить оптимальные решения, и не сдаваться, пока решение не найдено. Установили естественнонаучную основу, на которую можно самостоятельно наращивать мясо. Самое главное, почти по всем предметам дали возможность эти предметы полюбить, чтобы хотелось ими заниматься, и чтобы было интересно самой. Я училась в обычной советской школе со средними обычными учителями. Но вот возможность полюбить - это школа дала. В основном не через уроки, а через кружки, факультативы и олимпиады. А если есть любовь и интерес к чему-то, то появляется из ниоткуда море энергии для освоения этого нового. Мне интересно жить. И чем дальше, тем интереснее. Как жаль, что в сутках всего 24 часа, и жизнь всего одна, и приходится себя ограничивать, и от многого интересного отказываться... Мне вот нужно четыре жизни параллельно, или хотя бы три последовательно, на все, что меня увлекает. И это главный итог школьного образования. А хим.формулы в памяти освежить недолго. Мне эти не скучно, и не противно, а наоборот, интересно.

Edited at 2016-06-22 05:26 pm (UTC)
Все конечно зависит от учителей - судя по описанию либо вам повезло, либо вас так вштырило на учебу еще до школы. Мне вот так не повезло, хотя тоже обычная советская школа. И судя по тому, что я вижу и слышу - повезло именно вам, а у меня как раз все как у всех.

А как у вас в институте было с учебой?

Я просто не первый раз в таких обсуждениях участвую. Один раз столкнулся с интересным мнением - я рассказывал что всегда был троечником. Школа штука такая - там получишь клеймо троечника и отмыться невозможно. Я считаю это несправедливо, объясняю так - однажды по семейным обстоятельствам я три месяца жил у родственников, а там была только матшкола (179я). И вот как раз что-то типа того о чем вы говорите, реально хорошая (может - просто обычная) школа. За все три месяца я не получил ни одной четверки, даже среди проходных оценок, просто за ответ. Вернулся в свою школу - в спальном районе - меня опять начали валить. Так мой слушатель заявил, что это потому что моя школа была слишком крутой, и требования были выше чем в матшколе. Для понимания - я окончил свою школу со средним баллом 3.3 (десятые - за счет пения-рисования, полученных задолго до начала травли). В девятом классе меня собирались отчислить и даже уже подобрали мне ПТУ, передали туда документы, отца очень прессовали типа бездаря вырастил - но буквально в последний день пришли результаты - я выиграл сперва районную, а потом и городскую олимпиаду про программированию (а "город", на минутку - Москва), куда меня отправил учитель информатики, внешний совместитель, который как я подозреваю просто не успел узнать от остальных учителей какой я бездарь. Отчислять меня не стали, начали посылать на другие олимпиады - математика, история, физика. Города я больше не брал, но по району призовые места занимал без проблем. На экзаменах с комиссиями всегда получал только пятерки. Что не помешало им вывести меня на те самые 3.3 к выпускному. Справедливости ради - я вел себя как ожидалось. Не делал уроки, грубил, хулиганил. Почти каждый урок начинался "здравствуйте дети, Беляев как домашка? - не сделал - два балла" - и такой ровный ряд двоек.

В институте я без проблем взял красный диплом.

Причина, возможно - ну из самого раннего что я могу вспомнить - драка с сыном математички. Дальше, что называется, слово за слово. Как-то, лет через десять, с отцом на улице встретили "химозу", бывшего классного руководителя и одного из локомотивов всего безобразия. Она начала расспрашивать - я рассказал что аспирантура, что уже СНС, что гранты, что преподаю, то да се. Так она расплакалась, я говорит, всегда в тебя верила, я счастлива что открыла твой талант, дала путевку в жизнь, я, я, я. Я просто не знал как и реагировать. Даже отец проникся - говорит, словно не эта тетка два часа орала с красной рожей что тебе место в лучшем случае в ПТУ.

Ошибка отца - что он не настоял на смене школы, да и сам я как-то не догадался в эту сторону думать. Просто плыл по течению, забив на все.

Конечно сейчас, после стольких лет, можно юродски сказать и спасибо - что закалили, что приучили никому не верить и полагаться только на себя, ловить все на лету и так далее. Но, собственно, молодежная колония или тюрьма научила бы меня этому быстрее и вернее, а у школы все же несколько другая должна быть задача.

Ненавижу школу, короче. Сколько одноклассников все же переломали. Был паренек один, его звали Вилен (В.И.Ленин - ну знаете). Его назначили отличником. Из-за имени. Везде его вытягивали, чтобы ставить нам в пример. В результате а) его все ненавидели и друзей он так и не завел, б) привили уверенность что он все знает даже не уча, из-за чего проблемы начались уже на первом курсе, где всем было плевать в честь кого его назвали. Когда я слышал о нем последний раз - он вылетел даже из МАДИ, работал слесарем в автосервисе и пил не просыхая.
У нас в школе такого не было, чтобы учительницы кого-то специально валили из-за каких-то своих бабских комплексов и проблем. Школа была самая среднестатистическая, в спальном районе. Учителя сами к своему преподаваемому предмету относились с симпатией, а трое - так прямо очень хорошими учителями были, и предмет свой любили. Во многих случаях достаточно, чтобы учитель просто не отвращал ученика от учебы, и просто добросовестно учил, можно даже и без огонька. Средняя обычная учительница вполне на это способна, если не будет смешивать личные отношения к ученику и деловые.

Я еще и в заочной физматшколе училась по физике и математике, собиралась на физику поступать в университет. А вообще, я еще с детсада познавательными книжками зачитывалась. Очень хотелось самой изобрести все девайсы, о которых я прочитала в книжках про Незнайку. В средних классах любимым чтением была научная фантастика. А в старших классах у нас преподаватель из местного ВУЗа вел информатику. Тогда только-только появились человекообразные персоналки. Вот нам и дали на них попрограммировать. У меня натурально крышу снесло от возможностей виртуального мира. Увлеклась со страшной силой, даже любимая физика на второй план ушла. Поступила на ИТ. И начала самостоятельно все осваивать. Хоть специальность так называлась, нас мало чему учили по ней, так что я сама научилась. Преподаватель дал только небольшой список фундаментальных учебников, и все. На первом курсе в свободное время я это изучала, и даже некоторые лекции из-за этого прогуливала. Примерно на втором курсе я начала активно искать вокруг себя возможности, как бы в реальном проекте поработать с более опытными товарищами. Но не находила. Тогда стала сама искать заказы, скромно умалчивая о своем микроскопическом опыте. И находила на свою голову. Поначалу вообще в ужас приходила. Куда я лезу! Я же это знаю только приблизительно! Блин, а вот здесь-то как быть?! И сроки горят! И спросить не у кого, только документация и книги. Но глаза боятся, а руки делают. Так и выполняла проекты. И лезла в следующий, зная, что готова к нему примерно на треть. Авантюризм, конечно, но чаще всего все получалось. А если не получалось- что же, как говорится, опыт растет пропорционально выведенному из строя оборудованию. Так вот и получилось, что я прямо с самого начала работала и как бизнес-аналитик, и как software architect и senior developer. И вся команда состояла из меня одной. А дальше - находила командные првоекты, но почти всегда оказывалось, что самый опытный старший товарищ в них - это я. Потому что у других опыта было еще меньше.

Edited at 2016-06-22 06:50 pm (UTC)
Ну я говорю - повезло. Подчеркну, что в конфликт включились все учителя, кроме совсем завалящих типа трудовика и информатика. И да, и конечно это все не только ради меня - немногих адекватных учителей они изживали тоже на раз, никто порядочный не задерживался, только дерьмо к дерьму липло. Вообще это типовая схема "разделяй и властвуй", когда они создавали центры напряженности внутри классов, истеблишмент улавливал все эти настроения очень легко и с охотой включался. Вплоть до того, что того же меня спецом сажали за одну парту с хулиганом (не как я - а настоящий гопник), чтобы провоцировать конфликты, драки и все такое, а потом показывать пальцем - мол постоянно драки. Тот тоже понимал, когда его за драки ругают, а когда только для проформы. Они очень комфортно чувствовали себя в этом конфликтном дискурсе - можно манипулировать комсомольскими лидерами, педсоветом, родителями, даже быками. Ну вы сами не видите, что у него на круг одни проблемы - его надо хотя бы в путяру, если уж не в колонию.

И я такое видел и потом много раз, уже взрослым и со стороны.

Например - драка между младшеклассниками. Одного избили. Учитель выставляет всех фигурантов и просит его рассказать как было дело. Он говорит, сквозь слезы что-то типа "они навалились". Тут же дискурс перекраивает - бивших сажает, а избитого начинает прессовать, мол как он смеет своих товарищей сравнивать с собаками (навалились-кинулись-значит как собаки - я не утрирую, как в анекдоте), он выбивается из коллектива, ему должно быть стыдно. Таким образом инцидент из "массовой драки" превращается в какой-то рядовой случай что кто-то кого-то сукой назвал. Так же это доходит и до родительского собрания мол "вопиющий случай, повлияйте на сына, он ругает одноклассников". Все это видят и улавливают сигнал - учителя не помогут, надо отбиваться самому и даже жертве выгоднее все скрывать и замалчивать. В результате - по статистике никаких неприятных инцидентов, учителя в шоколаде.

Ну про нашего "назначенного отличника" я уже рассказывал - парню сломали жизнь ради сиюминутной выгоды в управлении коллективом, чтобы создать "биполярный мир". Таких историй полно.

Ну а вы молодец - как я и говорил, добиться чего-то можно и без таких "моих университетов", что были у меня.
У нас в классе, к счастью, коллектива не было, каждый сам по себе. В этом есть свои минусы, но плюсов больше. Занимаешься в основном делом, а не отношениями. И большинство окружающих тоже. По крайней мере, не мешали друг другу учиться. Или не учиться. Ты двоечник? Твое дело. Ты отличник? Тоже твое дело. Никто отличников не прессовал. Относились друг к другу в основном со здоровым пофигизмом. Какие-то свои компании в классе, конечно, складывались, но без взаимной войны. Вообще у нас в классе народ как-то не проявлял энтузиазма в выстраивании обезьяньих иерархий. Хотя к нам однажды пришел новичок - начинающий альфа-самец. И попытался выстроить иерархию с собой во главе. Так народ отнесся к этой идее без интереса. Мальчик же натурально страдал. Альфа-самец без пирамиды выглядит просто смешно и жалко. Он от нас вскоре в ПТУ ушел.
Коллектива не было и у нас. У нас были так сказать прообразы группировок - и то не то чтобы война, просто напряженность. Отличник, двоечник, подхалим, задира, активист - все эти группы легко укладываются в мировоззрение обычной училки и потому могут нормально жить. Давят нонконформистов. Кстати, вот у жены было иначе. У них был дружный класс, всякие походы, иерархия и прочий дом-2, и они стеной стояли против учителей. Наши учителя такое в зародыше давили :)