August 2018

Золотая медаль. Что дальше?

Моя дальняя родственница на этой неделе заканчивает школу. Отличница, медалистка, одна четвёрка - и та из-за конфликта с учителем. Умница - девочка. Правда. Сидели с ней недели две назад в кафе, ели мороженое.



Катюша спрашивает:

- Маш, а что дальше будет?
- В смысле? ВУЗ, самое классное время.
- Да я не о том. Понимаешь, вроде как я "медалистка", а кайфа от этого ноль. Вот и думаю, а учиться ли в ВУЗе на "отлично", или пусть идёт всё лесом?
- Это просто в тебе сейчас усталость говорит. "Медаль" сама по себе ничего не значит, ровно как и красный диплом, кстати. Это лишь награда за пройденный путь. По идее, ты должна была получить удовлетворение, пока к ней стремилась.


Катюша долго думала, потом выдала:

- А если удовлетворения нет? Точнее, если удовлетворение есть только у мамы?

Мама у Катюши и правда дама своенравная. Очень хотела, чтобы "дочь жила лучше, чем она", и потому с пяти лет требовала от неё практически невозможного: отдала сразу в две спортивные секции (гимнастика, плавание), в две языковые школы (английский, китайский) и, конечно, в "самую элитную школу", где за бабло "дерут с ребёнка три шкуры". В итоге, дорога в профессиональный спорт была девушке закрыта в третьем классе после нервного срыва, а китайский "не пошёл". Даже английский - и тот с трудом.

- Ну, значит, подари медаль маме. Повесь ей на шею, пусть вспоминает о прожитых годах. А теперь учись для себя.
- А если и после получения диплома окажется, что удовлетворения нет, а диплом нужен только для памяти?

Если честно, я слилась с ответа на вопрос. Ну правда, нужно ли мне было разубеждать её и обещать "золотые горы" после получения красного или любого другого диплома? И вообще, даёт ли современное образование возможность качественно улучшить свой уровень жизни, или этот уровень улучшается исключительно благодаря чертам характера? Как Вы считаете? Ведь образование - это ресурс, но этот ресурс важно грамотно использовать, что удаётся даже не каждому пятому.


Подпишись на мой блог!

Промо, реклама и пиар.
За что я обычно баню.

Follow me: vlasova_rus


Posts from This Journal by “обсудить” Tag

  • Хата с краю.

    — Нельзя судить людей за вещи, которые они как бы лишь намереваются сделать. Презумпция невиновности, права человека… все такое.…

  • Жила была девочка...

    Умненькая, красивая, смышлёная. Лучшие игрушки, кеды Гуччи, отпуск с родителями два раза в год и ещё трижды — только с мамой. Все как у…

  • Школа: инструкция по выживанию.

    Школа. Бантики, букеты цветов, счастливые улыбки и планы на жизнь. Всё это, конечно, есть, но только первого сентября и в конце мая. Все…

  • Мир обезьян.

    Сентябрь. Новый сезон. Новый месяц. Новый лунный цикл. Понедельник, в конце концов. Вчера был. В общем, масса причин, чтобы что-нибудь нашим…

  • Возраст и взросление.

    Что есть «возраст»? И что Вы понимаете под словосочетанием «я стал(а) взрослее»? Лично я с годами прихожу в выводу,…

  • Молодость & секс «как в 18».

    — Объясните ей, что даже минет можно делать по-разному, а не просто однотипно сосать. — Боже. Да она устаёт, пока делает. Говорит,…

Насчет качественного улучшения уровня жизни - в том плане, что 100% будет хорошо оплачиваемый зароботок? Это сложно только с образованием связывать.
Но касательно размышлений девочки на ум приходит притча о дырявом ведре. Учитель приказал ученику принести воды с реки и дал ему дырявое ведро. Тот, пока донес это ведро, обнаружил, что оно совершенно пустое. На вопрос зачем учитель задал ему такое странное задание, учитель ответил:
- Пока ты нес ведро, оно стало чистым.
Здесь примерно так же. Дело не в дипломе в буквальном смысле слова и уж точно не в золотой медали, а в процессе. Пусть она наслаждается учебой, знакомится с умными и нужными людьми, растет в широком смысле слова, набвает шишки и набирается опыта. Качество оценок сейчас имеет смысл ровно столько, сколько нужно, чтобы иметь переходной балл. А дальше - по интересам и потребностям. Заинтересует ее какая-то конкретная дисциплина - сама туда углубится, будет копать и добъется успехов. Охота пуще неволи! Я бы сказала, что суть не столько в результате, сколько в процессе.
Для меня тоже институтские годы были самыми классными, вот никак остановиться не могу)))



Edited at 2016-06-22 06:28 am (UTC)
Проблема, особенно со школой, что приобретаемые там социальные навыки и даже заработанный "статус" в жизни только вредят. В жизни нет училки, нет отметок - в жизни вообще все не так.

Я вот студентам своим (программистам) говорю, что даже если я преподам им state-of-art технологии, ну самый-самый свежак - к моменту получения ими диплома это все равно устареет. А еще через пять лет об этом будет даже стыдно признаваться в резюме - ну вот как я мог бы упомянуть знакомство с ЕС ЭВМ, но меня это скорее позорит, нежели красит.Так что все, чему они могут на самом деле научится - это разбираться самим.

Хотя конечно в случае менее динамичных дисциплин что-то и вынесут кроме воспоминаний о пьянках и списывании.
Программизм штука динамичная, поэтому там главное - дать фундаментальные основы. Дискретная математика, проектирование БД, основы технологий клиент-сервер и веб(со всеми его производными), OLAP, основы нейросетей. Ну и основы программирования. Эти штуки вроде стабильные. А конкретные фреймворки каждый сам может по документации освоить. Конечно, если этим делом увлекается. А если нет, то тяжко ему придется. Лучше тогда себя не мучить, и идти в клерки. И еще, каждого студента хорошо бы прямо на первом курсе пристраивать в команду, выполняющую коммерческий проект. Чтобы понял, как дела делаются, и знания свои сразу же применял.

Edited at 2016-06-22 05:42 pm (UTC)
Те знания БД, которые я почерпнул в институте - в дореляционную эпоху - сейчас стыд и позор. И проектировать давно надо уже не так. Те, кто начал с реляционок, в принципе, в лучшем положении. Я застал появление классов, появление и забвение десятков сверхмодных апи и систем проектирования. Когда-то без слова "дельфи" в резюме искать работу было бесполезно - сейчас его стоит просто вымарать, чтобы не показать себя динозавром. То же самое mfc - да куча их. Конечно, есть некие инварианты в индустрии - но, справедливости ради, их можно было бы и так изучить, да и учить их надо не в ВУЗе, а сильно раньше, лет в девять. В общем, пять лет на эту тривию - многовато. Единственное - что дают кучу разных задач в разных областях, мозги приходят в очень интересное состояние, помогающее быстро реагировать на вводные - впрочем, на рутинной постоянной работе такое умение тоже бесполезно.

Опыт в коммерческом проекте, конечно, полезный - но это уже не институт, не его ниша. Собственно, если он с первого курса успешно работает, институт ему только ради отсрочки и нужен. Ну и корочки, конечно.

Хороший студент-программист очень и очень сильно опережает преподов. Это мы у них могли бы научиться чему-то техническому скорее, хотя его знания фрагментарны и очень специализированы. На самом деле единственное чему их действительно надо учить - это как раз работа в команде, коммуникации с людьми. Слабое место всех технарей, особенно молодых да ранних. А тут у нас самих те же проблемы.
Институт не ради корочки нужен, а для фундаментальной основы. У хорошего студента-программиста знания фрагментарны, и вот это обстоятельство быстро вылазит наружу, и чем дальше, тем больше мешает. Так что обычный вузовский курс высшей математики на самом деле нужен. И курс дискретной математики тоже. Когда я училась, мы дискретку как-то очень мало проходили, так я сама потом учебник с задачником по ней взяла, и прошла. Уже через много лет после окончания вуза. Почувствовала, что не хватает вот этих знаний.

Что касается бизнес-аналитики и постановки задач, то тут теория мало помогает. Нужно самому побывать в этой роли несколько раз, чтобы понять, как общаться с заказчиками.
Если этот студент не пойдет в институт, а будет как вы (и я) бегать по заказчикам и набьет шишек - он обучится быстрее. В разы.

Знания нужны, но их можно и нужно получать самому. Это все равно понадобится после ВУЗа - на всю жизнь там не напасешься. Другое дело, что самому еще собраться надо.
Погромист без математической базы - это как лоскутное одеяло фреймворков-по-верхам. 90% пехапёров так и выглядит, увы :(
По их прикладным областям им это и правда не надо. Зачем математика программисту 1с и в подобных областях?
А зачем ему тогда вообще ВО?
Это не инженер, а механизированная мартышка по набору стандартных решений.

А программисту 1С математика нужна в объёме вышки в рамках бакалавриата по экономике.
Как и для программиста на COBOL, кстате. И АВАРера.

Математика - это фундамент. Любой ЯВУ - это алгебра. КАК можно не имея фундамента, что-то пытаться строить? Этот карточный домик на песке имени Ниф-Нуфа рассыпется от первого же дуновения реальной задачи.
Программисту математика нужна ровно настолько, насколько глубоко он залезет в свою предметную область. Чтобы обновлять 1с или делать новые формы или даже программировать бизнес-процессы по чужому тз - не нужна даже таблица умножения.

Вот если программист занимается статалгоритмами, при этом сам их выдумывает и сам анализирует результат - другое дело. Но сколько их, таких?

Надо понимать что почти в любой профессии 95% людей занимаются рутиной, которой они обучились в первые пару месяцев после вступления в должность. Это данность.

Я не к тому что не нужна вышка. Я к тому что никто ее не использует по назначению.
Значит, она не нужна. Значит, нужны две разные квалификации - оператор-программист (кодирует по уже поставленному ТЗ) и инженер-программист.
В английском для этого есть два слова (coder и programmer). У нас же "нашим программистом" зовут даже эникейщика.

Но я не это имел ввиду. Можно быть хорошим программистом, не понимая предметной области. Умение алгоритмизировать, работать с данными, структурировать их - огромный мультипликатор в любой области. Я например, будучи программером (по диплому - математик) на втором курсе пошел подрабатывать в экономическое НИИ. Проработал 10 лет, бок о бок с выпускниками экономических вузов, которые реально понимали подоплеку тех цифр, с которыми мы работали. Я конечно тоже нахватался по верхам - но мне никогда не была интересна экономика как наука (это вообще лженаука, если честно). Ну так вот - я к тому что гранты мы брали на равных, а публиковался я чуть ли не больше. Потому что я мог представить данные так, как им и в голову не приходило. Например, обычные набившие оскомину курсовые графики, если их перерисовать в фазовом пространстве, становятся необычайно информативными - по ним сразу видно, когда происходили события, меняющие тренды. Коллеги все сосредоточились на интерполяции трендов, отбрасывая выбросы - ибо обычные механизмы не годятся для анализа рядов с аномальными выбросами. А моя теория была - что выбросы это и есть самая мякотка. У меня не хватало теоретической базы, чтобы объяснить откуда они (эти-то соловьем заливались про интервенции цб, про изменение ключевой ставки, даже про отставки конкретных лиц), но зато я мог вычислить любое изменение просто визуально. Хотя, если честно, чтобы предсказать - так нет. Но это именно потому что лженаука.

Но если вернуться к теме школы, я бы предпочел чтобы там преподавали медицину, а не, например, литературу или химию. Медицина совершенно точно пригодится всем ученикам, чем бы они не занимались - и чем дальше тем больше. Не им самим, так окружающим. Однако никому и в голову не приходит учить детей вправлять переломы, принимать роды или хотя бы примитивной диагностике. А вот зубрить стихи, формулы приведения или исторические даты - без этого мы обучение представить не можем.
Вы только что описали необходимость математической базы для программиста.

А по поводу медицины.. Ну если будем учиться 14 лет в школе, четыре из которых по программе медулища - то можно.
Только в объеме предметной области. Если бы это было веб-программирование, 1с или документооборот - то опять же можно полностью провести весь цикл вообще не зная что такое неопределенный интеграл или тензор.

Я считаю что медицина настолько полезна, что можно отказаться от любого предмета по выбору. Даже от математики. Хотя я бы предложил отказаться от химии или физики - ну или радикально сократить их, чтобы обучить хотя бы на уровне продвинутой медсестры.
Стоп. А как это Вы собираетесь медицину без химии преподавать??!!