August 2018

Золотая медаль. Что дальше?

Моя дальняя родственница на этой неделе заканчивает школу. Отличница, медалистка, одна четвёрка - и та из-за конфликта с учителем. Умница - девочка. Правда. Сидели с ней недели две назад в кафе, ели мороженое.



Катюша спрашивает:

- Маш, а что дальше будет?
- В смысле? ВУЗ, самое классное время.
- Да я не о том. Понимаешь, вроде как я "медалистка", а кайфа от этого ноль. Вот и думаю, а учиться ли в ВУЗе на "отлично", или пусть идёт всё лесом?
- Это просто в тебе сейчас усталость говорит. "Медаль" сама по себе ничего не значит, ровно как и красный диплом, кстати. Это лишь награда за пройденный путь. По идее, ты должна была получить удовлетворение, пока к ней стремилась.


Катюша долго думала, потом выдала:

- А если удовлетворения нет? Точнее, если удовлетворение есть только у мамы?

Мама у Катюши и правда дама своенравная. Очень хотела, чтобы "дочь жила лучше, чем она", и потому с пяти лет требовала от неё практически невозможного: отдала сразу в две спортивные секции (гимнастика, плавание), в две языковые школы (английский, китайский) и, конечно, в "самую элитную школу", где за бабло "дерут с ребёнка три шкуры". В итоге, дорога в профессиональный спорт была девушке закрыта в третьем классе после нервного срыва, а китайский "не пошёл". Даже английский - и тот с трудом.

- Ну, значит, подари медаль маме. Повесь ей на шею, пусть вспоминает о прожитых годах. А теперь учись для себя.
- А если и после получения диплома окажется, что удовлетворения нет, а диплом нужен только для памяти?

Если честно, я слилась с ответа на вопрос. Ну правда, нужно ли мне было разубеждать её и обещать "золотые горы" после получения красного или любого другого диплома? И вообще, даёт ли современное образование возможность качественно улучшить свой уровень жизни, или этот уровень улучшается исключительно благодаря чертам характера? Как Вы считаете? Ведь образование - это ресурс, но этот ресурс важно грамотно использовать, что удаётся даже не каждому пятому.


Подпишись на мой блог!

Промо, реклама и пиар.
За что я обычно баню.

Follow me: vlasova_rus


Posts from This Journal by “обсудить” Tag

  • Бизнес на детях.

    В этом месяце мы поговорим, во-первых, про «идеальных матерей», а во-вторых — про травмы, которые они или теребят или создают в…

  • Толерантность к насилию.

    Мы живём в мире насилия. И задача каждого родителя научить своего ребёнка в этом мире жить, а не выживать. Как это проще всего сделать?…

  • Прощение в терапии.

    В среде коллег часто слышу мнение, что «прощение» и «принятие даже куска гэ мерзавца таким, какой он есть»…

  • Деньги, счастье и благополучие.

    Так уж сложилось, что в нашей стране и в эпоху безрассудного потребления деньги — основное мерило счастья. Даже опрос вон недавно проводили…

  • Реклама имитации.

    Насколько же прекрасны «квадратурные» взаимодействия, если они краткосрочны. Я об это писала еще два года назад. И вот — очередной…

  • Нет ресурса: что делать?

    — Я не могу родить чувств, которых нет. — А можете что? — Могу имитировать. А это вообще бесит. ( с) клиентка. Социум…

Ну я говорю - повезло. Подчеркну, что в конфликт включились все учителя, кроме совсем завалящих типа трудовика и информатика. И да, и конечно это все не только ради меня - немногих адекватных учителей они изживали тоже на раз, никто порядочный не задерживался, только дерьмо к дерьму липло. Вообще это типовая схема "разделяй и властвуй", когда они создавали центры напряженности внутри классов, истеблишмент улавливал все эти настроения очень легко и с охотой включался. Вплоть до того, что того же меня спецом сажали за одну парту с хулиганом (не как я - а настоящий гопник), чтобы провоцировать конфликты, драки и все такое, а потом показывать пальцем - мол постоянно драки. Тот тоже понимал, когда его за драки ругают, а когда только для проформы. Они очень комфортно чувствовали себя в этом конфликтном дискурсе - можно манипулировать комсомольскими лидерами, педсоветом, родителями, даже быками. Ну вы сами не видите, что у него на круг одни проблемы - его надо хотя бы в путяру, если уж не в колонию.

И я такое видел и потом много раз, уже взрослым и со стороны.

Например - драка между младшеклассниками. Одного избили. Учитель выставляет всех фигурантов и просит его рассказать как было дело. Он говорит, сквозь слезы что-то типа "они навалились". Тут же дискурс перекраивает - бивших сажает, а избитого начинает прессовать, мол как он смеет своих товарищей сравнивать с собаками (навалились-кинулись-значит как собаки - я не утрирую, как в анекдоте), он выбивается из коллектива, ему должно быть стыдно. Таким образом инцидент из "массовой драки" превращается в какой-то рядовой случай что кто-то кого-то сукой назвал. Так же это доходит и до родительского собрания мол "вопиющий случай, повлияйте на сына, он ругает одноклассников". Все это видят и улавливают сигнал - учителя не помогут, надо отбиваться самому и даже жертве выгоднее все скрывать и замалчивать. В результате - по статистике никаких неприятных инцидентов, учителя в шоколаде.

Ну про нашего "назначенного отличника" я уже рассказывал - парню сломали жизнь ради сиюминутной выгоды в управлении коллективом, чтобы создать "биполярный мир". Таких историй полно.

Ну а вы молодец - как я и говорил, добиться чего-то можно и без таких "моих университетов", что были у меня.
У нас в классе, к счастью, коллектива не было, каждый сам по себе. В этом есть свои минусы, но плюсов больше. Занимаешься в основном делом, а не отношениями. И большинство окружающих тоже. По крайней мере, не мешали друг другу учиться. Или не учиться. Ты двоечник? Твое дело. Ты отличник? Тоже твое дело. Никто отличников не прессовал. Относились друг к другу в основном со здоровым пофигизмом. Какие-то свои компании в классе, конечно, складывались, но без взаимной войны. Вообще у нас в классе народ как-то не проявлял энтузиазма в выстраивании обезьяньих иерархий. Хотя к нам однажды пришел новичок - начинающий альфа-самец. И попытался выстроить иерархию с собой во главе. Так народ отнесся к этой идее без интереса. Мальчик же натурально страдал. Альфа-самец без пирамиды выглядит просто смешно и жалко. Он от нас вскоре в ПТУ ушел.
Коллектива не было и у нас. У нас были так сказать прообразы группировок - и то не то чтобы война, просто напряженность. Отличник, двоечник, подхалим, задира, активист - все эти группы легко укладываются в мировоззрение обычной училки и потому могут нормально жить. Давят нонконформистов. Кстати, вот у жены было иначе. У них был дружный класс, всякие походы, иерархия и прочий дом-2, и они стеной стояли против учителей. Наши учителя такое в зародыше давили :)