August 2018

Золотая медаль. Что дальше?

Моя дальняя родственница на этой неделе заканчивает школу. Отличница, медалистка, одна четвёрка - и та из-за конфликта с учителем. Умница - девочка. Правда. Сидели с ней недели две назад в кафе, ели мороженое.



Катюша спрашивает:

- Маш, а что дальше будет?
- В смысле? ВУЗ, самое классное время.
- Да я не о том. Понимаешь, вроде как я "медалистка", а кайфа от этого ноль. Вот и думаю, а учиться ли в ВУЗе на "отлично", или пусть идёт всё лесом?
- Это просто в тебе сейчас усталость говорит. "Медаль" сама по себе ничего не значит, ровно как и красный диплом, кстати. Это лишь награда за пройденный путь. По идее, ты должна была получить удовлетворение, пока к ней стремилась.


Катюша долго думала, потом выдала:

- А если удовлетворения нет? Точнее, если удовлетворение есть только у мамы?

Мама у Катюши и правда дама своенравная. Очень хотела, чтобы "дочь жила лучше, чем она", и потому с пяти лет требовала от неё практически невозможного: отдала сразу в две спортивные секции (гимнастика, плавание), в две языковые школы (английский, китайский) и, конечно, в "самую элитную школу", где за бабло "дерут с ребёнка три шкуры". В итоге, дорога в профессиональный спорт была девушке закрыта в третьем классе после нервного срыва, а китайский "не пошёл". Даже английский - и тот с трудом.

- Ну, значит, подари медаль маме. Повесь ей на шею, пусть вспоминает о прожитых годах. А теперь учись для себя.
- А если и после получения диплома окажется, что удовлетворения нет, а диплом нужен только для памяти?

Если честно, я слилась с ответа на вопрос. Ну правда, нужно ли мне было разубеждать её и обещать "золотые горы" после получения красного или любого другого диплома? И вообще, даёт ли современное образование возможность качественно улучшить свой уровень жизни, или этот уровень улучшается исключительно благодаря чертам характера? Как Вы считаете? Ведь образование - это ресурс, но этот ресурс важно грамотно использовать, что удаётся даже не каждому пятому.


Подпишись на мой блог!

Промо, реклама и пиар.
За что я обычно баню.

Follow me: vlasova_rus


Posts from This Journal by “обсудить” Tag

  • Последняя капля.

    — Как ты относишься к тому, что твоего партнёра, вполне возможно, хотят твои знакомые? — Мне греет душу тот факт, что жить они хотят…

  • Чужой ребёнок.

    В комментариях к одному из моих предыдущих постов поднялась тема, которая вызвала интерес не только среди моих читателей-мужчин, но и среди клиентов…

  • Свобода или защита?

    Мне «везёт»: как только я прилетаю в МСК, там начинаются митинги. Так было в 2010 и 2012 г. и вот сейчас. Начало «июльских»…

  • Про соблазны и полигамию.

    — У тебя такой хороший блог. И всё ты пишешь правильно, но только не по части измен. — Поясни? — Ну, мужчины полигамны. Нам нужно…

  • ... и себя вылечу!

    Каждый из нас любит помечтать, что было бы, если бы он оказался на чьём-то месте. Легче всего, как водится, представлять себя на местах президентов,…

  • Насилие и самооборона.

    — Мария, представьте, что перед вами опасный маньяк, а у вас в руках пистолет. Контрольный в голову или готовиться к смерти? — В…

Теорию я знаю. Вопрос, что получается на практике. На практике задача среднего образования - занять детей на то время, что родители на работе. Ибо:
- реально полезных и самоценных знаний не дает (без доучивания, а чаще _пере_учивания).
- кругозора не дает (по крайней мере надолго)
- профориентации не дает (единицы работают в областях, хоть отчасти связанных со школьными знаниями, и то "с доучиванием и переучиванием")

Доказательство просто - вы наверняка не сомневаетесь в собственном "крепком фундаменте", но, убежден, не сможете вспомнить ничего из школьной программы, с чем с тех пор не сталкивались (кроме случаев если систематически делаете уроки за ребенка, конечно). Ни одно школьное знание испытание временем не проходит. Ну на самом деле это касается любого невостребованного знания. Это системная ошибка.

Еще более тяжкое обвинение - по некоторым дисциплинам школа скорее вредна, чем полезна, ибо либо создает вредную иллюзию знания предмета без реальной подготовки (астрономия, химия, физика, всякие там пении-рисовании - люди помнят что что-то учили, но никогда не помнят что именно, но при том считают себя знатоками в стиле "у меня в школе всегда была пятерка по физике"), либо более того - прививает отвращение. (прежде всего литература - сколько людей ненавидят те книги, которые они проходили слишком рано?).

В эпоху ЕГЭ и тестов-угадаек все эти тенденции расцветают полным цветом. Образование становится заточено на сдачу экзаменов, а не на, как вы выразились, "выращивание способного к самореализации". Вы же понимаете, что в реальной жизни тесты-угадайки школьникам решать не придется?
С козырей пошли? А я ждал этого вопроса. Вы-то наверное думали что не ждал и не готов, а вот и нет.

Первые четыре года: грамматика, логика, риторика
Еще семь: арифметика, геометрия, музыка, астрономия
Факультативно - медицина/анатомия, физкультура, языки, прикладные науки (типа УПК).
Вперёд, в XIX век? :)

А о задаче развития детского мозга Вы не задумывались?
Ну вы в курсе, что я программист? Откуда мне задумываться о развитии детского мозга или даже школьной программе? Я лишь предлагаю быть достаточно честным чтобы признать - то, что есть не работает. Ни как "должно по задумке", ни даже хоть как-то. Это надо менять. Тривиум и квадривиум, хотя и архаичны - но воспитали огромное количество философов, ученых, прогрессивно мыслящих людей, основывавших империи и покорявших мир. Что породила советская средняя школа an mass? Оглянитесь. Она даже не справилась с задачей патриотического воспитания, с развалом СССР даже гражданской войны не было - все будто просто вздохнули с облегчением. И зачем нас учили любить родину?
Вы точно не путаете уровень знаний в конце XIX века с современным?
Советскую школу en mass массово копировали. А такие глупые дурачки, как ЦРУ, вообще считают систему среднего образования в СССР причиной победы в космической гонке :)
При чем тут уровень знаний? Давайте посмотрим на портреты на стенах в школьных кабинетах и прикинем, кто из них получил классическое образование, а кто современное. Наоборот, им было сложнее. И они были энциклопедистами. А сейчас - вспомните определение Мэрфи.

Кто именно копировал? Да еще массово. Страны СНГ поди? И как, успешно?

Вы лично общались с упомянутыми глупыми дурачками?

Простите, но вынужден напомнить - вы говорите со взрослым человеком, так что легко можно без совсем уж ерунды и голожопых патриотических штампов про "даже враги нас уважают" обойтись.

Глупые дурачки вообще в курсе что победа СССР в космической гонке достигнута за счет людей, которые чисто по возрасту не могли учиться в современной советской школе (или, используя то что я сказал выше - не могли учиться у людей, которые учились в советской школе)? И чем меньше становилось этих людей, тем все более иллюзорны и редки победы. Какого года дизайна у нас Протон, напомнить? Да и Ангара явно с очень пыльных чертежей строилась.

Я уж не говорю что пользоваться терминами типа "победа СССР там-то и там-то" в контексте проигрыша и развала СССР в глобальном плане - на страны, половина из которых ненавидит бывшую метрополию, а парочка даже воюет - это не говоря уж о соцлагере и варшавском блоке, которые переметнулись к "проигравшим" практически полным составом - это как-то слишком смело.

В чем вы вообще видите эту победу? Качественно? Это советский марсоход сейчас у всех на слуху? Советские зонды летают по системе? Где станция Мир-2? На сколько лет Глонасс отстал от ГПС? Число коммерческих телекоммуникационных спутников сопоставимо? Я не знаю, были ли американцы на луне столько раз, сколько говорят - но наши точно ни разу не были. И так далее. Победа - в том, что у нас есть ракеты полувековой давности, которые дешевле чем шаттлы?

А может, вы видите какие-то победы СССР в инженерии, электронике, массовом производстве, автопроме, наконец? В футболе, может? Нет, какие-то победы есть, но для 1/6 суши - маловато.

Кстати, глупые дурачки из ЦРУ не объяснили, куда делось наследие советской школы (сейчас любой постсоветский человек старше 40 учился именно в советской школе - где все эти светозарные гении?) и почему она так быстро скатилась до российской школы и ЕГЭ?