August 2018

Идеальная терапия: реакция на слова.

Как вы представляете себе идеальную терапию?



Наверное, как-то так:

1. Пришёл клиент к специалисту, обязательно высококлассному и умному, обучение которого не закончилось десять лет назад с получением диплома психологического факультета, а продолжается до сих пор (семинары, тренинги, разные форумы).
2. Специалист поставил правильный диагноз, нашёл все "больные места".
3. Клиент их принял, дал адекватную первую реакцию. Вернулся на терапию. После неадекватной, напомню, терапия может отсрочится. Начнётся "отрицание", застревание в "гневе" и прочие "ништяки", которые на время превратят его жизнь в ад.
4. Терапия началась, при этом клиент принимал в ней активное участие, а не ждал, что психотерапевт сделает всё за него.
5. Терапия прошла успешно, клиент научился жить с новой картиной мира (!).

Как вы видите, должны одномоментно совпасть сразу несколько факторов. Или, если проще, должно произойти чудо. Терапевт должен оказаться обязательно профессиональным, а не одним из тех, для которого "главное - диплом" (увы, 90% выпускников психфаков именно такие). А клиент должен быть готовым решать проблему (собственно, это первое условие терапии).

В реальной жизни найти "своего" психотерапевта сложнее, чем то самое "идеальное черное платье" или "свою" красную помаду, а клиенты часто "соскальзывают" с терапии, понимая, что жить без проблемы им ... скучно. Или "пусто". О поведении клиентов мы поговорим чуть позже, когда я допишу интересный пост о стадиях решения психологической проблемы, сегодня же мы затронет исключительно тему личности психотерапевта. Точнее, попробуем ответить на вопрос, как понять, что терапия работает, а не просто идет, если первое условие терапии соблюдено?


Пожалуй, первый и самый главный пункт:

1. Реакция на слова психотерапевта.

Слова терапевта а) не должны оставлять Вас равнодушными и б) не должны Вам нравиться.

Тут важно заметить, что я отнюдь не одобряю поведения ряда моих... условных "коллег", которые поливают навозом клиентов (в том числе - показательно, с экранов телевизора), считая, что так они "лечат" и "выдергивают из привычного образа жизни". Унижение - оно всегда унижение. "Подцепить крючком" - это одно. Смешать с тем, чем удобряют огороды, - совершенно другое. Последнее бьёт по самооценке, ставит в зависимость, нередко - выводит на внешнее управление, что позволяет "психотерапевту" (таких - только в кавычках, извините) не помогать, а только лишь зарабатывать. Как именно, догадываетесь.

Психотерапевт может быть холодным и отстранённым (объективным). Но он не может быть агрессивным. Это нонсенс.

Что касается отсутствия реакции на слова, тут тоже не всё так просто. Отсутствие реакции может быть а) следствием "тотальной заморозки" клиента (наблюдаю подобное у мужчин-доминантов, воспитанных авторитарными родителями) и б) следствием неумения психотерапевта подобрать к вам "ключики", что в свою очередь вызвано его неопытностью или непрофессионализмом.

Как отличить? Если на первом-втором сеансе пореветь / покричать / хоть какую-то реакцию дать не хочется, то это нормально. Если на пятом, то нет. Исключением из правил, по словам моих коллег, является психоанализ, но, положа руку на сердце, я общалась с психоаналитиками, прошедшими обучение в Европе, а не в шарашкиных конторах псевдоевропейского уровня. И с клиентами их общалась. Реакция шла как миленькая на 2-3 сеансе, а психоаналитик вызывал гнев, что говорит о классе.


Фидбэк с личным опытом - в комментарии, продолжим завтра.


Подпишись на мой блог!

Промо, реклама и пиар.
За что я обычно баню.

Follow me: vlasova_rus

Posts from This Journal by “психология” Tag

  • Про некомпетентность и ОКР.

    Знакомьтесь, это Виктория: 30 марта 1996 г., 12:00 (бирка), Чапаевск, Самарская область, РФ. Имя изменено, карта не ректифицирована. Мы…

  • Ложь в терапии.

    Уже много лет, ведя терапевтические сессии, а в последний год — и глубокие интенсивы, я прошу своих клиентов только об одном: говорите мне…

  • Красивые = неверные?

    — Никогда не думала, что Коля тебе изменит Он же… ну, ты понимаешь, чмошненький такой всегда был. Очкастенький, пузико, все такое. Кто…

Тут мнения разнятся. Часть моих коллег (хороших специалистов в своей области) считают, что клиенту в принципе не обязательно знать, какая работа проведена (мол, это ненужные знания, которые вводят в ступор).

Я же считаю, что фиксировать успехи необходимо, чтобы клиент видел динамику. Например, когда проблема решена и близка к разрешению, я предлагаю сделать выводы. Возвращаюсь к ситуации, говорю, что с клиентом происходило, когда он пришёл ко мне и каким я вижу результаты нашей совместной работы. Но всё это после того, как а) он увидит, что изменения происходят / произошли и б) он сам спросит, что с ним было. Обычно спрашивают или начинают анализировать два своих состояния ("до" и "после" терапии) вслух.
Мне Ваш подход ближе. Но, если клиент с трудом вообще говорит о себе (то есть может и видит какие-то изменения, но затрудняется об этом говорить с терапевтом)? Хотя, может это издержки общения с не очень грамотными специалистами...