August 2018

Клиентско-терапевтические отношения: границы.

Пару недель назад ненавязчивое обсуждение в сториз инстаграма пледа, который я купила в офис, витиеватыми путями привело к вполне конкретным просьбам читателей рассказать о базовых принципах, которыми я руководствуюсь при построении клиентско-терапевтических (К-Т) отношений. Ну вот, собственно, из ваших вопросов и родился контент, который я разделила на два поста. Один предлагаю вашему вниманию сегодня, второй будет опубликован в следующий вторник.



Во-первых, для меня хороший психотерапевт — это … немного Судья. Причём, судья европейский.

Речь ни в коем случае не о вершителе судеб, а лишь о человеке, который безукоризненно знает все «статьи» (все возможные методы работы) и понимает, где и когда их применять; выслушивает и позиции клиентов и позиции тараканов и фобий в его голове; докапывается до деталей и досконально выстраивает причинно-следственные. Проще говоря, как и судья, я работаю с позициями клиентов, но в процессе докапываюсь до сути / истины / причинности / травмы. Это бывает крайне увлекательно.


Во-вторых, при всей своей внешней милоте, человек в работе я прохладно-отстранённый.

Я веду работу / интенсив / семинар «от и до», а попытки перехватить инициативу пресекаются, сначала мягко, потом — уже не очень. При многократных нарушениях работа заканчивается. Часто «перехватами» страдают нарциссы и… «жертвы», за которыми скрываются манипуляторы, не желающие показывать миру свою манипулятивную сущность. Сами-то про себя они все знают.

Именно из-за такого моего подхода к своей работе дружба с клиентами невозможна.

Теплые отношения — да. Искренние «обнимашки» с учениками после окончания семинара — да. Дружба — нет. Всё потому, что друг не может сказать: «Так, вот тут в анализе Вы вообще не в ту степь ушли» или «А мы хоть раз в ходе терапии о том, что чувствует ваш партнёр, подумаем? Или пока мы к этому не готовы? Не готовы? Окей». А психотерапевт может. И педагог может. А друг — нет. Друга положение обязывает делать скидку «своим», а я против коррупции за ваш счёт.

Мне в принципе не нужна именно дружба с клиентами (даже крайне влиятельными), учениками или читателями, чтобы они (вы) ко мне возвращались. Вы и так вернётесь, даже если погуляете по профилям тех, кто после «доброе утро, мои зайчики» начинает втирать вам дичь про то, что вебинар за 999 рублей за один час изменит вашу жизнь на 180 градусов. Ага. На 360, скорее.

Кстати, вы вообще внимательно относитесь к властелинам «своих зайчиков», ровно как и к «благодетелям» из числа психологов. Первые, как правило, нацелены на работу с безмолвным глуповатым и ахающим по указке стадом, возражение членов которого даже не предполагается (привет, сетевые маркетологи!). Вторые же грешат нарочитой услужливостью, называя её «человечностью» и «вежливостью». Но мы-то знаем, что «быть услужливым» — один из негласных пунктов взаимодействия с клиентов у продажников. «Клиент всегда прав». Ключевое — не «всегда прав», а «клиент». Если человек старается вам услужить, ему от вас что-то надо. Вопрос в том, что именно и в каком количестве, а «снизу» подлезть под травмированного и недолюбленного проще всего.


Итак. Это моё главное профессиональное правило: работа — отдельно, личное — отдельно.

Как только вы настаиваете на том, чтобы стать «ближе», наше рабочее заканчивается. Отчасти поэтому я никогда не перехожу ни с клиентами, ни с учениками, ни даже с уважаемыми коллегами, чьё мнение для меня важно, на «ты». Для меня это один из способов обозначения границы К-Т, о котором Вам вряд ли расскажут в профильном вузе на дисциплине по профессиональной этике.


... Продолжение следует.


Подпишись на мой блог!

Instagram: vlasova_rus
Twitter: vlasova_rus

За что я обычно баню.

Posts from This Journal by “психология” Tag

  • Изменить, чтобы сделать больно.

    Ребята, до конца этой недели я занимаюсь большим корпоративным заказом. Тем самым, ради сдачи которого я должны была лететь в МСК, но заказчик решил,…

  • Любить ребёнка (больше, чем себя).

    — Я не хочу становиться матерью, потому что я не смогу посвятить жизнь ребёнку. Понимаете, я порой смотрю на публичных личностей, на некоторых…

  • Гарантии и проекция.

    На прошлой неделе слово «гарантии» фигурировало в моих беседах как с клиентами, так и с коллегами и даже подписчиками, настолько часто,…

  • Судьба ребёнка-«клея».

    Давненько я не публиковала письма читателей. Основная причина: многое в своё время уже было разобрано, а по десять раз обсуждать одни и те же…

  • Серийные убийцы.

    У меня сегодня необычный пост-полупрактикум. «Полу» — потому что задача со звездочкой. Как многие из вас знают, есть у меня…

  • Толерантность к насилию.

    Мы живём в мире насилия. И задача каждого родителя научить своего ребёнка в этом мире жить, а не выживать. Как это проще всего сделать?…

Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Тёплые отношения нужны, согласна. А вот дружба, нет. Человек, которого ты уважаешь и тебе нравятся его методы работы, нравится результат, но при более близком общении оказывается совсем "не твоим", эт я всё про себя и своего тренера.
А уж, как говорится самим специалистам такое количество друзей , вообще не нужно, всё таки друг, есть друг и это подразумевает некоторые особенности)))
Дружба приводит к снижению критичности и потере объективности. "Подруга-клиент" не может быть виновата в семейной ссоре, иначе это не "подруга". А просто клиент может быть виноват, если он объективно виноват.

Кроме того, дружба в К-Т позволяет делать себе поблажки. Причем, это работает в обе стороны. "Консультируй меня часами и бесплатно или за чашку кофе, я же теперь твой друг" (со стороны экс-клиента) и "Можно особо не стараться на терапии, это же мой друг, он и так проглотит" (со стороны экс-терапевта).